Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 66 (МАДОУ № 66) ул. Колхозников, д. 84, Екатеринбург, Свердловская область, 620024, тел. (343)289-58-05, ул. Бисертская, д. 20, Екатеринбург, Свердловская область, 620024, тел. (343)255-66-61, mdou66@eduekb.ru, https://66.tvoysadik.ru/ Принята: Педагогическим советом МАДОУ № 66 Протокол № 3 от 03.12.2024 г. Утверждена: Приказом № 80-ОД от «03» декабря 2024 г. заведующим МАДОУ № 66 Е.В. Скидан . Рабочая программа Тьюторского сопровождения детей С ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и /или инвалидностью муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 66 Программу составила: тьютор Тевченкова А.Н. г. Екатеринбург, 2024 Содержание 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 3 1.2 Цели и задачи образовательной деятельности по реализации рабочей 5 программы 1.3 Принципы и подходы к формированию рабочей программы 8 1.4 Основные направления тьюторского сопровождения 8 1.5 Характеристика детей с ОВЗ 9 1.6 Планируемые результаты освоения программы 11 2. Содержательный раздел 2.1 Технология тьюторского сопровождения и организационные формы 11 работы с детьми 2.2 Содержание и условия реализации программы 14 2.3 Содержание вариативных форм, способов, методов реализации 15 программы 2.4 Основные направления работы тьютора в организации условий для 16 формирования гармоничных отношений воспитанника с социумом в ДОУ 2.5 Методы и приемы совместной деятельности тьютора с 18 воспитанниками с ОВЗ 2.6 Особенности взаимоотношений воспитанника с особенностями 20 развития в системе ДОУ и роль тьютора в этом процессе 2.7 Особенности взаимодействия тьютора с родителями воспитанников 21 3. Организационный раздел 3.1 Особенности организация развивающей предметно-пространственной 23 среды 3.2 Планирование основных видов деятельности 25 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Программа предназначена для помощи в усвоении адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, нарушением интеллекта, детейинвалидов в возрасте 6 – 7 лет. Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычном ДОУ. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность. Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных детских садов и школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей. Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Профессия тьютора приобретает здесь особое значение. В сегодняшнем понимании, тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции воспитанника/обучающегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду ДОУ (школы), является его помощником при прохождении ребенком индивидуального образовательного и социального маршрута. Рабочая программа тьютора МАДОУ №66, разработана в соответствии: Конституция РФ, ст. 43, 72; Конвенция о правах ребенка (1989 г.); Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. №2 «Об утверждении санитарных СанПиН 1.2.3695-21 «Гигиенические нормативы обеспечению безопасности и и правил и норм требования к (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Уставом МАДОУ №66; Рабочая программа тьютора разработана на основе следующих образовательных программ: «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития». Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой. -СПб.: 2010 «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей ред. С.Г. Шевченко. - М., 2004 Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: 2010 Сопровождение необходимо рассматривать как особую сферу деятельности тьютора, ориентированную на взаимодействие с воспитанником по его поддержке в становлении личностного роста, социальной адаптации, в ООД. 1.2 Цели и задачи образовательной деятельности по реализации рабочей программы Ведущая цель рабочей программы: Помощь в усвоении адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ. Задачи образовательной деятельности: Создание комфортных условий для нахождения в образовательном учреждении, организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка. Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь группы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения. Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи; Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ. Задачи в соответствии с ФГОС: Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил, и норм поведения. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ дошкольного образования в МАДОУ №66 с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Диагностический блок: Организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционновоспитательного процесса; Определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка. Воспитательный блок: Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка, на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных качеств. Коррекционный блок: Формирование способов усвоения дошкольником социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка; Преодоление и предупреждение у воспитанника вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом; Образовательный блок: Формирование у ребенка элементарных способов и средств взаимодействия с окружающими людьми, развитие потребности во взаимодействии с взрослыми и сверстниками и в речевой активности. Совершенствование лексической стороны речи, способности к подражанию речи. Совершенствование произносительной стороны речи, грамматического строя речи, диалогической формы связной речи в различных формах и видах детской деятельности. 1.3 Принципы и подходы к формированию рабочей программы Успешность реализации будет достигнута при соблюдении следующих принципов: Признание объективности существования индивидуальных целей воспитанников в образовательном процессе; Индивидуализации и персонификации образовательного процесса; Максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности; Непрерывности и преемственности - понимание образовательного процесса как взаимосвязанного, объединенного единством и последовательностью целей образования; "Не навреди", психологический контакт с подопечным и атмосфера доверия; Взаимодополняемости (психологической, педагогической, информационной и др. тьюторской составляющих) 1.4. Основные направления тьюторского сопровождения 1. Общеразвивающее игровое тьюторство: - подбор игр, доступных по возрасту и развитию ребенка; - выявление интересов и способностей ребенка; - взаимодействие с родителями и педагогами с целью планирования наиболее эффективной для ребенка образовательной стратегии. 2. Предметное тьюторство: - сопровождение ребенка в том направлении, которое было выявлено при изучении интересов и потенциальных возможностей. 3. Адаптационное тьюторство: - помощь ребенку на начальном этапе вхождения в коллектив группы ДОУ; - изучение информации о ребенке (в том числе его интересов); - включение ребенка в образовательный процесс. 1.5 Характеристика детей с ОВЗ Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Итак, дети с ОВЗ - это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума. Л. С. Выготский отмечает необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта. Он же вводит понятие «структура дефекта». У детей с ОВЗ проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе). Можно отметить следующие типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ: отсутствует мотивация к представления об окружающем мире; познавательной деятельности, ограниченны темп выполнения заданий очень низкий; нуждается в постоянной помощи взрослого; низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение); низкий уровень развития речи, мышления; трудности в понимании инструкций; инфантилизм; нарушение координации движений; низкая самооценка; повышенная тревожность. Многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении; высокий уровень психомышечного напряжения; низкий уровень развития мелкой и крупной моторики; для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся сосредотачиваются вялыми на или задании. раздражительными, При неудачах плаксивыми, быстро с утрачивают трудом интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство; у других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. Сложность и своеобразие психики ребенка с проблемами в развитии требует тщательного методологического подхода к процессу психологической помощи. Таким образом, дети с ограниченными возможностями – это дети, которые имеют какие-либо отклонения от нормального физического или психического развития, препятствующие общему развитию. Социально-бытовые навыки ниже возрастной нормы. Навыки самообслуживания развиты плохо: неуверенные, нечеткие, замедленные. Внимание быстро ослабевает. Преобладает непроизвольное внимание. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение сформированы недостаточно. 1.6. Планируемые результаты тьюторского сопровождения Ребенок успешно включен в образовательный процесс и социально адаптирован в образовательной среде; Освоены культурно-гигиенические навыки, расширены возможности самостоятельного выполнения необходимого действия; Развиты коммуникативные способности обучающегося и жизненные компетенции: - адекватное поведение; - умеет общаться с взрослыми и сверстниками; - выражает свои потребности и желания; - есть динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития обучающегося; - развита самостоятельность обучающегося. 2. Содержательный раздел 2.1. Технология тьюторского сопровождения и организационные формы работы с детьми Программа предусматривает овладение образовательной деятельностью, развитие творческих способностей, самоидентификации воспитанника. № п/п 1 Вид технологии - Диагностическая Форма работы - сбор данных об индивидуальных особенностях обучающегося, его интересах, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении; - отслеживание положительной динамики в развитии ребенка с ОВЗ. 2 - Прогностическая - выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у ребенка психолого-педагогических проблем; - разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе; - разработка и реализация адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ. 3 - Регулятивная - оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство ДОУ ребенка с ОВЗ и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем; - проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с ребенком с ОВЗ; - включение в образовательный процесс (инклюзивное обучение) специалистов дошкольного образовательного учреждения; - консультирование родителей. 4 - Аналитическая - отслеживание динамики развития ребенка с ОВЗ; - оценивание успешности воспитанников с ОВЗ в освоении ОП, в случае необходимости внесение необходимых коррективов. 5 - Оздоровительная - артикуляционная, пальчиковая гимнастика, динамические и релаксационные паузы, физминутки. 2.2. Содержание и условия реализации программы Программа тьюторского сопровождения воспитанника реализуется ежедневно в течение всего учебного года, как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах. Тьютор совместно с педагогами МАДОУ осуществляет работу по усвоению образовательной программы ребенком и помогает выявлять возникающие проблемы дошкольной жизни. Тьютор создает условия для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; помогает выстроить ребенку индивидуальный путь развития. Тьютор совместно со специалистами разрабатывает ИПР (индивидуальную программу развития), осуществляет работу по усвоению данной программы ребенком. Программа тьюторского сопровождения разрабатывается тьютором и согласуется с годовым планом работы детского сада, который утверждается заведующим. Осуществляется тьютором в рамках своих должностных обязанностей. В ходе реализации программы тьюторского сопровождения тьютор выполняет ряд функций: Методически управляет освоением учебного процесса; Доступен воспитаннику всегда; Организует образовательную деятельность воспитанника; Работает с учебным материалом (предложенный педагогами МАДОУ ) и производственными проблемами воспитанника; Устанавливает с воспитанником отношения партнерства; Непосредственно взаимодействует с родителями воспитанника. 2.3 Содержание вариативных форм, способов, методов реализации программы Основным методом тьюторского сопровождения является специально организованная работа с осознанием ребенком процессов образовательной деятельности и жизнедеятельности, включающей в себя и отношения с другими детьми группы и с взрослыми. Тьюторское сопровождение всегда носит индивидуальный, адресный характер. Отмечаются все изменения, происходящие в ходе образовательной деятельности, сравниваются с их начальными характеристиками, полученными в ходе диагностики при поступлении в дошкольное заведение. По следующим параметрам: физическое развитие; развитие психомоторики; когнитивное развитие; социально-эмоциональное развитие; коммуникативные возможности; отношение к занятиям. 2.4 Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений воспитанника с социумом в ДОУ Тьютор Тьютор: и воспитанник - формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с ребенком, в начале работы становится "проводником", защитником, выразителем желаний и вместе с тем организующей и гармонизирующей силой; - следит за состоянием ребенка - эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.д.) и физически (если подопечному нужно отдохнуть - может вывести его из группы; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет); - координирует общую деятельность воспитанника, дозирует образовательную нагрузку; - создает условия для развития инициативы, познавательной активности, в том числе за счет привлечения к участию в общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности; Тьютор и воспитатель Тьютор: группы Обсуждает с воспитателем: - цели и задачи своей работы; - возможные трудности, уходы из группы и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка; - каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок - воспитатель-тьютор Тьютор и другие дети Тьютор: - следит за тем, что происходит в детском коллективе - о чем дети говорят, во что играют; - объясняет детям, как общаться со сверстником; - если тема разговора касается особенностей подопечного - отвечает на вопросы; - не подчеркивает особенность подопечного, а показывает сильные стороны, вызывая к нему симпатию сверстников личным отношением, вовлекает детей в доступное взаимодействие. Тьютор и родители - устанавливает контакт с родителями, определяет задачи и составляет план совместной работы; - формирует у родителей адекватное отношение к своему ребенку, установку на сотрудничество и умение принять ответственность в процессе анализа проблем ребенка, реализации стратегии помощи; - рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности; - дает родителям необходимую информацию об особенностях развития своего ребенка; - формирует интерес к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации; - оказывает эмоциональную поддержку; - проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы; - отвечает на вопросы родителей других детей, часто это делает через воспитателя. Тьютор и другие специалисты - вносит предложения по оптимизации работы с подопечным; - помогает в составлении индивидуальных программ; - осуществляет помощь при проведении занятий (адаптация задания для воспитанника, помощь воспитаннику в ориентировании, в задании и др.) 2.5 Методы и приемы совместной деятельности тьютора с воспитанниками с ОВЗ Наиболее эффективные методы работы с детьми с ОВЗ: 1. Игровые методы, применение игровых ситуаций - обучение через игру. Привычная и желанная форма организации деятельности обучающегося для достижения образовательных целей. 2. Метод стимулирования общения и взаимодействия с другими детьми - игра, помощь других детей в одевании/раздевании, помыть руки, перевести ребенка из коридора или спальни. 3. Метод расслабления - физминутки, пальчиковые игры, методы релаксации и массажа - позволяют снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица, артикуляционные упражнения, пальчиковая гимнастика, массажные мячи. 4. Дидактические игры - игры на развитие познавательной деятельности, постепенное включение в игру: настольные игры, пазлы, конструирование (постоянный контроль за действиями ребенка). Методы и приемы, способствующие достижению выбранных задач при реализации ОП: 1. Создание ситуаций 2. Индивидуальное научение 3. Работа по показу, образцу 4. Работа совместно со взрослым 5. Обучение в паре со здоровым ребенком 6. Научение через "рутины" - ежедневно повторяющиеся действия 7. Обучение в паре с родителями 8. Обучение через создание препятствий 9. Научение через ре-социализацию - устранение ранее сложившихся моделей поведения и одновременное приобретение новых 10. Работа по схемам 11. Выделение/создание образцов для подражания (другие дети) 12. Материальное подкрепление 13. Научение средой 14. Обучение художественным словом 15. "Заразительность" - как другие 16. Использование родительского авторитета 2.6 Особенности взаимоотношений воспитанника с особенностями развития в системе ДОУ и роль тьютора в этом процессе Ребенок с ОВЗ и воспитатель Для этого тьютор: Ребенок слушает воспитателя и - привлекает внимание ребенка к выполняет его инструкции воспитателю «Смотри на….., слушай» - «Смотри в тетрадь, на доску» - «Возьми карандаш, кисть, пиши, рисуй» - «Открывай тетрадь, возьми листок и т.д.» Ребенок с ОВЗ и тьютор Для этого тьютор: Ребенок выполняет рекомендации - следит за организацией рабочего тьютора пространства воспитанника; - соотносит задания воспитателя с возможностями воспитанника; - если ребенок не успевает полностью выполнить задание – определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание; - если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию; Примечание: если тьютору сложно решить в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом воспитателя. Ребенок с ОВЗ и другие дети Для этого тьютор: Ребенок по своей инициативе общается - наблюдает за контекстом общения с ними, отвечает на обращение других детей и в соответствующие моменты детей к нему подключает к работе подопечного; - организует диалог. Ребенок с ОВЗ и родители Для этого тьютор: Ребенок перед заходом в группу - помогает подопечному в общении со прощается с родителями, в конце дня своими родителями в условиях сада, встречает родителей и прощается с помогает рассказать, что было в саду, тьютором познакомить с друзьями и т.д. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей. 2.7 Особенности взаимодействия тьютора с родителями воспитанников Родители воспитанников с особенностями развития могут стать активными помощниками в работе тьютора с их ребенком в ДОУ. У родителей и ребенка появляется важная тема для разговоров – жизнь в детском саду. Так как тьютор находится в близком общении с ребенком (как в процессе образовательной деятельности, так и в режиме дня), он может представить полную картину жизни своего подопечного. Тьютор информирует родителей об успехах ребенка, рассказывает о трудностях, о том, как ребенок справляется с различного рода заданиями, возникают ли проблемы, дает рекомендации, отвечает на вопросы родителей. Необходимо отметить сложность включения родителей в коррекционный процесс. Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий являются необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации. Основные направления работы с родителями: Установление контакта с родителями прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы. Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, установки на сотрудничество и умение принять ответственность в процессе анализа проблем ребенка, реализации стратегии помощи. Оказание родителям эмоциональной поддержки: содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития. Формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребенка; проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы. Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует комплексного подхода, что предусматривает участие педагога-психолога, логопеда, дефектолога. Задачи работы с семьей: - Совместная деятельность - Обучение - Конструирование - Просвещение - Информирование Этапы работы с семьей: 1. Динамика позиционирования семьи и ДОУ (выявление уровня готовности родителей к построению партнерских отношений с учреждением): - участие в образовательном процессе - стремление посещать обязательные мероприятия для родителей - заинтересованность в делах детей, группы, ДОУ - понимание своей роли в событийном пространстве ДОУ (группы) - выявление степени готовности к партнерству с образовательным учреждением 2. Развитие социального партнерства: - знакомство: мониторинг родительских запросов и ресурсов. Выявляются общие ценности, определяется взаимная полезность участников. - совместная деятельность: обсуждение стратегии и тактики образовательного процесса, проектирование образовательного процесса. - партнерство (реализация образовательного процесса): помощь в организации и участие в праздниках, досугах, проектной деятельности. Организация работы с родителями с тьюторских позиции пробуждает социальную активность, стремление понимать и разрешать проблемы дошкольного сообщества. Значительно воспитанников меняются межличностные участвуют в отношения формировании в семьях. потенциально Родители новой модели сотрудничества с ДОУ, в реализации образовательных интересов детей. Формы работы с родителями: - консультации - индивидуальные беседы - памятки, буклеты - информационные листовки для уголка - родительские собрания 3. Организационный раздел 3.1 Особенности развивающей предметно-пространственной среды В соответствии со Стандартом и ФОП ДО предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее – ППРОС, РППС) МАДОУ обеспечивает и гарантирует: - охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей с ЗПР, в том числе с учетом специфики информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе; - максимальную организации, реализацию группы и образовательного прилегающих потенциала территорий, пространства приспособленных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста с ЗПР в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их речевого развития; - построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и с взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей; - создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов; - открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи; - построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); - создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в организации, для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья. ППРОС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Среда в МАДОУ не только развивающая, но и развивающаяся. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда МАДОУ обеспечивает возможность реализации разных видов детской активности, в том числе с учетом специфики информационной социализации детей и правил безопасного пользования Интернетом: игровой, коммуникативной, познавательноисследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков развития детей с ЗПР. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда МАДОУ создана педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития. 3.2 Планирование основных видов деятельности 1. Информационное обеспечение 2. Организационная деятельность 3. Учебно-методическая работа 4. Диагностико - аналитическая деятельность № п/п Виды деятельности Сроки 1 Информационное обеспечение 1.1 Пополнение нормативно-правовой и В течение методической базы по инклюзивному обучению, года организации качественного и доступного образования в ДОУ воспитанников с ОВЗ 1.2 Формирование банка данных современных В течение образовательных технологий (тьюторского года сопровождения): игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные (технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, технология индивидуализации обучения), информационно-коммуникативные и другие 1.3 Оформление наглядного демонстрационного и В течение печатного материала: года -изготовление методического и практического материала для ООД с ребенком с особыми образовательными потребностями, для родителей по развитию и воспитанию ребенка с ОВЗ; - оформление методических и практических рекомендаций для специалистов по организации образовательной деятельности и психологопедагогического сопровождения ребенка с ОВЗ; -оказание помощи специалистам при подготовке творческих работ для участия в конкурсах, смотрах, праздниках, проводимых в ДОУ с участием ребенка с ОВЗ; 2 Организационная деятельность 2.1 Оказание помощи ребенку с ОВЗ по успешному Ежедневно включению в процесс ООД группы 2.2 Участие ребенка с ОВЗ в выставках творческих В работ, соревнованиях, праздниках, проводимых соответствии в ДОУ с учетом возможностей и интересов с планом ребенка работы ДОУ 3 Учебно-методическое направление 3.1 Разработка и реализация адаптированной В программы для ребенка с ОВЗ соответствии с планом работы ДОУ 3.2 Оформление и ведение дневника ежедневных Ежедневно наблюдений за ребенком с ОВЗ 3.3 Консультирование родителей, специалистов 3.4 Участие в педагогических советах ДОУ, на совещаниях специалистов, на заседаниях ППК 4 Диагностико-аналитическая деятельность 4.1 Обновление банка данных ребенка с ОВЗ 4.2 Анализ медицинской карты, беседы с родителями о здоровье ребенка, его питании, В течение года В соответствии в планом работы ДОУ, графиком ППК В течение года Сентябрь Октябрь соблюдении им режимных моментов дома 4.3 Анкетирование родителей Анализ работы по итогам учебного года, задачи на новый учебный год Май