Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 66 (МАДОУ № 66) ул. Колхозников, д. 84, Екатеринбург, Свердловская область, 620024, тел. (343)289-58-05, ул. Бисертская, д. 20, Екатеринбург, Свердловская область, 620024, тел. (343)255-66-61, mdou66@eduekb.ru, https://66.tvoysadik.ru/ Принята: Педагогическим советом МАДОУ № 66 Протокол № 3 от 03.12.2024 г. Утверждена: Приказом № 80-ОД от «03» декабря 2024 г. заведующим МАДОУ № 66 Е.В. Скидан . Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Обучение Грамоте» для детей дошкольного возраста 5-8 лет срок реализации 1 год направленность: социально-гуманитарное составитель: педагог дополнительного образования Бабкина Н.Ю. Екатеринбург, 2024 СОДЕРЖАНИЕ I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка………………………………………………....3 1.2. Цель и задачи дополнительной образовательной программы………5 1.3. Ожидаемые результаты реализации образовательной программы….6 1.4. Условия реализации программы…………………………………..…...6 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Организация процесса обучения……………………………………...8 2.2. Перспективный план для детей 5-6 лет……………….......................11 2.3. Перспективный план для детей 6-7 лет………………………….… 12 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Организация занятий …….…………........................................………12 3.2. Условия реализации программы 3.2.1. Особенности организации предметно-развивающей среды….13 3.2.2. Материально-техническое обеспечение Программы…………13 3.3. Мониторинг освоения детьми программного материала……………14 3.4. Перечень методических пособий……………………...………....……15 2 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 4-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звуко-буквенного анализа. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Обучение детей по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладения элементами грамоты ещё в дошкольный период. Своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребёнка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием для полноценной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников. Главное место на занятиях отведено работе со звуком, буквой, словом и предложением, что позволяет формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка. Кружок «Обучение грамоте» - это учёба и игра. Игровая формы работы очень эффективна, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические (работа в тетрадях) и даже подвижные игры. В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и родителям, название картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа I.1. 3 буквы. Новизна предложенного проекта в том, что данная азбука развивает ассоциативную и зрительную память: буква похожа на небуквенное изображение, что способствует быстрому и прочному ее запоминанию. Буквам соответствуют сходные с ними изображения различных предметов, животных и прочее. В процессе ознакомления детей с буквами введены короткие стихи, которые рекомендуются выучить для закрепления связи буквы с ее зрительным образом. Из букв разрезной азбуки дети составляют слоги и слова. Рекомендуется подсказывать при забывании не сами буквы, а их образы. Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Последовательность изучаемых букв обусловлена последовательностью постановки звуков педагогом. Сначала изучаются буквы, обозначающие гласные звуки, затем согласные от простых в произношении к сложным. Дополнительная образовательная программа «Обучение грамоте» разработана на основе программы И.А. Горячевой «Обучение чтению, подготовка к письму детей пятилетнего, шестилетнего возраста» Методическое пособие. – Екатеринбург: Издательство «Артефакт», 2019 в соответствие с нормативно-правовыми документами регламентирующими дошкольное образование: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; - Конвенцией ООН о правах ребёнка; - Декларация прав ребёнка; - Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях; Дополнительная образовательная программа «Обучение грамоте» адресована детям 5-7 лет. 1.2. Цель и задачи дополнительной образовательной программы «Обучение грамоте» Цели и задачи программы Цель: Обучение детей слитному чтению через освоение приемов звукового анализа, формирования представлений о способах словоизменения, слогового чтения в тесной взаимосвязи с полным освоением всех сторон речи, познавательных способностей, нравственно- волевых и эстетических качеств ребенка. Задачи: Задачи подготовки детей к обучению грамоте (5-6 лет) 1.Формировать у детей общую ориентировку в звуковой системе языка. 2. Учить различать на слух часто смешиваемые звуки: з-с, ж-ш, с-ш, рл, с-ц, ж-з. 4 3.Учить проводить звуковой анализ слов. Выделять твердые и мягкие согласные звуки, определять ударный гласный звук. 4.Различать , правильно понимать и употреблять термины «звук», «слово». Видеть различие смысловой и формальной стороны слова. 5.Подбирать слова с заданным звуком, определять его место в слове. 6. Развивать фонематический слух. 7.Воспитывать интерес к играм со словом, желание научиться читать. Задачи подготовки детей к обучению грамоте (6-7 лет) 1.Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. определять место звука в трех позициях ( в начале, в середине, конце слова).Давать характеристику слова. 2.Учить выделять и обозначать словесное ударение. 3.Познакомить детей с буквами русского алфавита, с некоторыми правилами орфографии. 4.При обучении чтению: -формирование способа словоизмерения, -формирование слогового чтения, -формирование слитного чтения. 5.Дать представление о смысловой законченности предложения. Определять количество слов в предложении, их порядок. 6.Развивать фонематический слух, формировать ориентировку в звукобуквенной системе языка. Внимание, память. 7.Формировать навыки учебной деятельности. 1.3. Планируемые результаты реализации образовательной программы Прогнозируемые результаты (5-6 лет) • Различать понятия «звук», « слово» • Выполнять звуковой анализ 3-звуковых,4-звуковых ,5-звуковых слов. • Характеризовать звуки ( гласный, твердый или мягкий согласный) • Определять место звука в слове (начало, середина, конец). • Выделять ударный гласный звук в слове. • Делить слова на слоги. Прогнозируемые результаты (6-7 лет) • Различать понятия «звук» , « слово», «слог» , « предложение». • Выполнять звуковой анализ слов , предложений. • Характеризовать звуки ( гласный, твердый или мягкий согласный , звонкий или глухой согласный) • Определять место звука в слове ( начало, середина, конец). • Выделять ударный гласный звук в слове , ударную гласную букву. • Делить слова на слоги. • Составлять предложения, учитывая порядок слов и правила. • Уметь читать по слогам. 5 • Слитно читать (выразительно выделять ударный слог). 1.4. Условия реализации программы Программа разработана с учетом основных принципов: 1.Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей; 2.Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала); 3.Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий); 4.Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников); 5.Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения); 6.Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.) Условия реализации программы: I. Систематическое проведение занятий. Необходимость проведения занятий определяется следующим a) Создаются условия для усвоения программных задач (правильное звукопроизношение, ознакомление со словом и звуком, ударением, буквенной системой языка, овладение первоначальными навыками чтения и т.д.). б) Компенсируется дефицит речевого общения. в) Внимание ребёнка целенаправленно фиксируется на грамматических понятиях и представлениях о словах, звуках, ударении, букве, предложении и т.д. г) Формируются учебные умения (понимание учебной задачи, её самостоятельное решение, самоконтроль и самооценка). д) Создаются условия, при которых дети не только овладевают знаниями, умениями и навыками, но и учатся способам их самостоятельного постижения, в результате чего у дошкольников развивается мышление, память, воображение. II. Создание условий для самостоятельной деятельности детей. Очень важно не только дать дошкольникам определённую сумму знаний, умений и навыко, но и предоставить возможность использовать эти знания, создав условия для самостоятельной деятельности ребёнка. Для этого необходимо иметь достаточное количество настольных игр, пособий. Можно использовать дидактическое пособие «Расскажи сказку», «Алфавит». Сотрудничество педагога с семьёй. 6 Успех сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родитель осознают важность целенаправленного педагогического воздействия на ребёнка. Познакомить родителей с программой «Обучение грамоте» на родительском собрании, в индивидуальных беседах, через информационный стенд группы, где необходимо отразить, чем ребёнок занимается в группе, предложить материал для домашних занятий. Предложить список рекомендуемой литературы для дошкольников. Целесообразно два раз в год проводить открытые занятия, с тем, чтобы родители могли увидеть своего ребёнка в коллективе сверстников, понять какие у него проблемы. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Организация процесса обучения Эффективность работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня. Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме. Содержание занятий: В структуре занятий выделяются следующие этапы: организационный момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия. Изучение материала происходит от простого к сложному. От звука к букве (устанавливается ассоциация между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения, «идут» от целостного образа буквы к расчлененному (от синтеза к анализу), от крупных единиц к мелким (сначала изучают заглавные потом строчные). 1.Звуки: - понятие «звук»; - акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие; - выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких согласных; - выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове; - звуковой анализ состава слогов и слов; - чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений. 2.Буквы: 7 Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются, так как они звучат в твердой позиции в слове. - знакомство с буквами А О У И ы Э М Н Х К П С Д Т В Б З Ф Г Ш Л Ж Р. Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно черно-белый вариант, чтобы ребенок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно использовать буквы любых цветов. - Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка). Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п. Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы; Знакомство с траекторией движений при написании буквы. • Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности; • Обведение буквы по трафарету; • Обведение буквы по контуру; • Запись буквы в воздухе; • Выкладывание с помощью счетных палочек, фасоли, и т.д. Дифференциация понятий «звук» и «буква»; 3.Слоги: - подбор слов на заданный слог; - составление. - чтение прямых и обратных слогов 4.Слова: - выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов; - составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок; - восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова; -последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава. - чтение слов одно и двусложных слов без стечения согласных. 5. Предложение. -Составление предложений с заданным словом; Подсчет слов в предложении; - Чтение простых предложений. 8 2.1. Перспективный план для детей 5-6 лет. I квартал 1. Знакомство со звуками и буквами: СЗ, Ш-Ж, Т-Д, К-Г. 2. Составление слов из предложенных слогов. 3. Чтение слогов и слов с пройденными буквами, работа с разрезной азбукой. 4. Звукобуквенный анализ слов по картинке - схеме: нос, сыр, шар, усы, дым, дом, лук, жук, рок, луна, гора, мыло. 5. Словоизменение: лукжук, дым-дом, сынсон. 6. Практическая работа: штриховка геометрических фигур, рисование линии по середине дорожки, соединение линией, картинки с буквой, «письмо» печатных букв в «окошко». II квартал 1. Знакомство со звуками и буквами: БП, В-Ф, Х, Ч, Щ, Ц. 2. Составление слов из предложенных букв и схем к словам их 3-х букв. 3. Чтение слогов и слов с пройденными буквами. 4. Звукобуквенный анализ слов по схемеполоске: рыба, зонт, утка, паук, шарф, сова, врач, щука, часы. 5. Словоизменение: рама-Рома, зуб-дуб, токсок, нора-гора. 6. Практическая работа: штриховка и закрашивание букв по образцу. Печатание слогов, рисование из кружочков и квадратиков. III квартал 1. Знакомство со звуками и буквами И, Й, Я, Ю, Е, Е, Ь, Ъ. Понятие «твердый согласный звук", «мягкий согласный звук». 2. Плавное слоговое чтение слов с пройденными буквами. 3. Составление слов со сложным слоговым составом: кош-ка, ведро. 4. Составление схем к словам, состоящим из 4-х звуков. 5. Придумывание слов по схеме. 6. Звукобуквенный анализ слов по картинке – схеме: яма, мяч, елка, лед, Юра, люк, лес, ели. 7. Словоизменение: носнес, воз-вез, лук-люк. 8.Практическая работа: штриховка изображенных на листе бумаги предметов и фигур, «письмо» словосочетаний и слов из 3-х букв в «шариках» и в «домиках» по образцу. 9 2.2.Перспективный план для детей 6-7 лет I квартал II квартал III квартал 1 .Закрепление чтения 1 .Знакомство с 1. Знакомство с слов с йотированными алфавитом. правилами написания звуками. 2. Чтение небольших заглавной буквы, с 2.Слитное чтение текстов с крупным интонациями (.!?). 2. целыми словами с шрифтом с пониманием Чтение текстов с помощью ударения. смысла прочитанного. интонацией, паузами, 3.Знакомство со 3.Работа над ударениями ударениями. схемой предложения. 4. Составление новых 3. Решение ребусов. Понятие слов с помощью 4. Практическая "предложение". изменения заданной работа: рисование 4.Составление буквы (воля, доля, поля, «неваляшек», предложений по Коля). копирование буквы, картине, составление 5. Составление схем к записи, «письмо» слов и схем к предложению. словам и предложений. 5.Чтение предложениям 6. 5. Составление предложений по Практическая работа: предложений с схематическим дорисовывание использованием “живой рисункам. снеговика; «письмо» модели”. 6. Практическая работа: слов к картинкам; 6. Работа с разрезной соединение линий по разгадывание азбукой (составление точкам, пунктирам; кроссворда предложений). обведение рисунка «Игрушки». 7. 7. Графический точно по линиям; Составление схем к диктант со словесным печатание слов по словам, сопровождением. слогам. предложениям. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Учебный план Реализация программы рассчитана на два года обучения детей от 5 лет до 7 (8) лет. Направленность программы Возраст Срок Количество Количество воспитанников реализации часов в часов в год неделю Социальноот 5 лет до 7 (8) 2 года 2 72часа гуманитарное лет Продолжительность занятий: Возраст воспитанника Норматив от 5 лет до 6 лет 25 минут от 6 лет до 7(8) лет 30 минут Количество воспитанников для обучения по программе – не более 15 человек 10 3.2. Условия реализации программы 3.2.1. Особенности организации предметно-развивающей среды В логопедическом кабинете для реализации дополнительной образовательной программы «Обучение грамоте» имеются: столы и стулья, магнитная доска, ноутбук, шкаф для учебных пособий, большое зеркало. 3.2.2. Материально-техническое обеспечение Программы Оборудование: столы – 8 шт.; стулья– 16 шт. На занятиях используется: Экранно-звуковые пособия: CD-диски. Мультимедийные презентации. Печатные пособия: Алфавит. Транскрипционные знаки. Тематические картинки. Технические средства: магнитные доски -1 шт; аудиосистема – 1 шт. ноутбук -1 шт. проектор -1 шт. 3.3. Мониторинг освоения детьми программного материала. Мониторинг проводится 2 раза в год. Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг в начале года с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития. Для определения уровня усвоения программы мониторинг проводиться в конце года. По окончании обучения Ребёнок 5-6 лет к концу года должен уметь: • правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи (если не произносит какие-либо звуки, необходимо обратиться к логопеду); • различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие слова, звонкие, громкие и тихие; • делить слова на слоги; • дифференцировать твёрдые и мягкие согласные, называть их изолированно; • определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного); • произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание; • рисовать вертикальные, горизонтальные и округлые линии, штриховать несложные предметы; • выполнять упражнения для пальцев и кистей. Дети 6-7 лет должны знать: • определения понятий: звук, буква, слово, предложение, текст; • отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков; 11 графическое обозначение звуков и слов; Дети 6-7 лет должны уметь: • различать гласные и согласные звуки; • дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы; • различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение; • определять в словах место и последовательность звуков; • определять количество звуков в словах, слов в предложениях,; • выполнять звукобуквенный анализ слов; • Плавно читать целыми словами, • Читать короткие предложения типа У Тани кот. • Составлять из букв разрезной азбуки слова. • Проводить звуковой анализ слов типа мишка. 3.4 Перечень методических пособий • Затулина Г.Я. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Учебное методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2014. -64 Коноваленко В.В. Развитие связной речи по теме «Лето» у детей 5-7 лет. Сценарии игр и развлечений в летний период. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009.-64с. Лебедева Л.В. Конспекты занятий по обучению пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008.-80 Шадрина Л.Г. Развиваем связную речь. Методические рекомендации М.:ТЦ Сфера, 2012.-128с. Горячева И.А. Обучение чтению и письму детей пятилетнего возраста. Методическое пособие. – Екатеринбург: Издательство «Артефакт», 2017 г. Волошина И.А. Артикуляционная гимнастика для девочек. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2020.-32 с. Волошина И.А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2020.-32 с. Воробьёва Т.А. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательства Дом «Литера», 2008. Горячева И.А. Обучение чтению, подготовка к письму детей пятилетнего возраста. Методическое пособие. – Екатеринбург: Издательство «Артефакт», 2017 г. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2021.-32 с. Нищева Н.В. Веселая дыхательная гимнастика. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2020.-32 с. Нищева Н.В. Веселая мимическая гимнастика. - СПб.: ООО 12 "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2021.-32 с. Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с ОНР (от 4 до 7 лет). Наглядно-методическое пособие. – СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010. Нищева Н.В. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. Выпуск 1 (звуки раннего онтогенеза, свистящие звуки - начало).- СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2021.-208 с. Нищева Н.В. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. Выпуск 2 (звуки раннего онтогенеза, свистящие звуки - окончание).- СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2021.-176 с. Нищева Н.В. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. Выпуск 3. Шипящие звуки, аффрикаты. Дифференциация свистящих, шипящих звуков и аффрикат. Сонорные звуки. Звук "Л" (начало).- СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2021.-208 с. 13