Рабочая программа_тьютора_

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 66
(МАДОУ № 66)
ул. Колхозников, д. 84, Екатеринбург, Свердловская область, 620024, тел. (343)289-58-05,
ул. Бисертская, д. 20, Екатеринбург, Свердловская область, 620024, тел. (343)255-66-61,
mdou66@eduekb.ru, https://66.tvoysadik.ru/
Принята:
Педагогическим советом
МАДОУ № 66
Протокол № 3 от 03.12.2024 г.

Утверждена:
Приказом № 80-ОД от «03» декабря 2024 г.
заведующим МАДОУ № 66
Е.В. Скидан
.

Рабочая программа
Тьюторского сопровождения детей
С ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и /или инвалидностью
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский
сад № 66

Программу составила:
тьютор Тевченкова А.Н.

г. Екатеринбург, 2024

Содержание
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка

3

1.2 Цели и задачи образовательной деятельности по реализации рабочей

5

программы
1.3 Принципы и подходы к формированию рабочей программы

8

1.4 Основные направления тьюторского сопровождения

8

1.5 Характеристика детей с ОВЗ

9

1.6 Планируемые результаты освоения программы

11

2. Содержательный раздел
2.1 Технология тьюторского сопровождения и организационные формы

11

работы с детьми
2.2 Содержание и условия реализации программы

14

2.3 Содержание вариативных форм, способов, методов реализации

15

программы
2.4 Основные направления работы тьютора в организации условий для

16

формирования гармоничных отношений воспитанника с социумом в ДОУ
2.5 Методы и приемы совместной деятельности тьютора с

18

воспитанниками с ОВЗ
2.6 Особенности взаимоотношений воспитанника с особенностями

20

развития в системе ДОУ и роль тьютора в этом процессе
2.7 Особенности взаимодействия тьютора с родителями воспитанников

21

3. Организационный раздел
3.1 Особенности организация развивающей предметно-пространственной

23

среды
3.2 Планирование основных видов деятельности

25

1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Программа предназначена для помощи в усвоении адаптированной основной
общеобразовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного
возраста с задержкой психического развития, нарушением интеллекта, детейинвалидов в возрасте 6 – 7 лет.
Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в
специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и
лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычном ДОУ. Здоровым же детям это
позволит развить толерантность и ответственность.
Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и
педагоги

обычных

детских

садов

и

школ

принимают

детей

с

особыми

образовательными потребностями независимо от их социального положения,
физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на
основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих
детей.
Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования,
его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ.
Профессия тьютора приобретает здесь особое значение.
В сегодняшнем понимании, тьютор – это специалист, который организует условия
для успешной интеграции воспитанника/обучающегося с особенностями развития в
образовательную и социальную среду ДОУ (школы), является его помощником при
прохождении ребенком индивидуального образовательного и социального маршрута.
Рабочая программа тьютора МАДОУ №66, разработана в соответствии:


Конституция РФ, ст. 43, 72;



Конвенция о правах ребенка (1989 г.);



Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;



Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30

августа 2013г. №1014 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной
деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам

дошкольного

образования»;


Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17

октября

2013г.

№1155

«Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного стандарта дошкольного образования»;


Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 28.01.2021г. №2 «Об утверждении санитарных
СанПиН 1.2.3695-21 «Гигиенические нормативы
обеспечению безопасности

и

и

правил

и

норм

требования к

(или) безвредности для человека факторов

среды обитания».


Уставом МАДОУ №66;

Рабочая

программа тьютора

разработана на

основе

следующих

образовательных программ:


«Программа

воспитания

и обучения

дошкольников с задержкой

психического развития». Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой. -СПб.: 2010


«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей

ред. С.Г. Шевченко. - М., 2004


Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От

рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.:
2010
Сопровождение необходимо рассматривать как особую сферу деятельности
тьютора, ориентированную на взаимодействие с воспитанником по его поддержке
в становлении личностного роста, социальной адаптации, в ООД.

1.2 Цели и задачи образовательной деятельности по реализации рабочей
программы
Ведущая цель рабочей программы:
Помощь в усвоении адаптированной основной общеобразовательной программы
дошкольного образования для детей с ОВЗ.
Задачи образовательной деятельности:
 Создание комфортных условий для нахождения в образовательном учреждении,
организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ;
особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с
реальными возможностями ребенка.
 Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь группы,
формирование положительных межличностных отношений в коллективе.
 Помощь

в

усвоении

соответствующих

общеобразовательных

программ,

преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и
учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы,
учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
 Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами.
Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с
ребенком.
 Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс
обучения.
 Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку,
установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа
проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
 Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в
деятельности ребенка с ОВЗ.

Задачи в соответствии с ФГОС:
 Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе
их эмоционального благополучия.
 Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого
ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации,
языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том
числе ограниченных возможностей здоровья).
 Обеспечение

преемственности

основных

образовательных

программ

дошкольного и начального общего образования.
 Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными

и

индивидуальными

особенностями

и

склонностями,

развитие

способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с
самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
 Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе
правил, и норм поведения.
 Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности.
 Обеспечение

вариативности

и

разнообразия

содержания

Программ

дошкольного образования в МАДОУ №66 с учётом образовательных потребностей,
способностей и состояния здоровья детей.
 Формирование

социокультурной

среды,

соответствующей

возрастным,

индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
 Обеспечение психолого-педагогической

поддержки семьи и повышение

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Диагностический блок:
 Организация

комплексного

медико-психолого-педагогического

изучения

ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционновоспитательного процесса;
 Определение эффективности реализации индивидуальной программы развития
ребенка.
Воспитательный блок:
 Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии
ребенка, на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении
дошкольника, а также воспитание у него положительных качеств.
Коррекционный блок:
 Формирование

способов

усвоения

дошкольником

социального

опыта

взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;
 Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности
ребенка;
 Преодоление и предупреждение у воспитанника вторичных отклонений в
развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом;
Образовательный блок:
 Формирование у ребенка элементарных способов и средств взаимодействия с
окружающими людьми, развитие потребности во взаимодействии с взрослыми и
сверстниками и в речевой активности.
 Совершенствование лексической стороны речи, способности к подражанию
речи.
 Совершенствование произносительной стороны речи, грамматического строя
речи, диалогической формы связной речи в различных формах и видах детской
деятельности.

1.3 Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Успешность

реализации

будет

достигнута

при

соблюдении

следующих

принципов:
 Признание

объективности

существования

индивидуальных

целей

воспитанников в образовательном процессе;
 Индивидуализации и персонификации образовательного процесса;
 Максимального разнообразия представленных возможностей для развития
личности;
 Непрерывности и преемственности - понимание образовательного процесса как
взаимосвязанного,

объединенного

единством

и

последовательностью

целей

образования;
 "Не навреди", психологический контакт с подопечным и атмосфера доверия;
 Взаимодополняемости (психологической, педагогической, информационной и
др. тьюторской составляющих)
1.4. Основные направления тьюторского сопровождения
1. Общеразвивающее игровое тьюторство:
-

подбор игр, доступных по возрасту и развитию ребенка;

-

выявление интересов и способностей ребенка;

-

взаимодействие с родителями и педагогами с целью планирования наиболее

эффективной для ребенка образовательной стратегии.
2. Предметное тьюторство:
-

сопровождение ребенка в том направлении, которое было выявлено при

изучении интересов и потенциальных возможностей.
3. Адаптационное тьюторство:
-

помощь ребенку на начальном этапе вхождения в коллектив группы ДОУ;

-

изучение информации о ребенке (в том числе его интересов);

-

включение ребенка в образовательный процесс.

1.5 Характеристика детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) — это дети, имеющие различные
отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения
общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу
можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии
ограничений жизнедеятельности.
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц,
жизнедеятельность

которых

характеризуется

какими-либо ограничениями или

отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках,
считающихся нормальными для человека данного возраста.
Итак, дети с ОВЗ - это определенная группа детей, требующая особого внимания
и подхода к воспитанию.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых
определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая
практическая деятельность индивидуума.
Л. С. Выготский отмечает необходимость включать детей с ограниченными
возможностями

здоровья

в

различную

социально

значимую

деятельность,

направленную на формирование детского опыта. Он же вводит понятие «структура
дефекта».
У детей с ОВЗ проявляется недостаточная сформированность психологических
предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают
трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы,
определения

путей

и

средств

достижения

учебной

цели;

контролирование

деятельности, умение работать в определенном темпе).
Можно отметить следующие типичные затруднения (общие проблемы) у детей с
ОВЗ:
 отсутствует

мотивация

к

представления об окружающем мире;

познавательной

деятельности,

ограниченны

 темп выполнения заданий очень низкий;
 нуждается в постоянной помощи взрослого;
 низкий

уровень

свойств

внимания (устойчивость,

концентрация,

переключение);
 низкий уровень развития речи, мышления;
 трудности в понимании инструкций;
 инфантилизм;
 нарушение координации движений;
 низкая самооценка;
 повышенная тревожность. Многие дети с ОВЗ отличаются повышенной
впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается
малейшее изменение в настроении;
 высокий уровень психомышечного напряжения;
 низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
 для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они
быстро

становятся

сосредотачиваются

вялыми
на

или

задании.

раздражительными,
При

неудачах

плаксивыми,

быстро

с

утрачивают

трудом
интерес,

отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления
возникает двигательное беспокойство; у других детей отмечается повышенная
возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
Сложность и своеобразие психики ребенка с проблемами в развитии требует
тщательного методологического подхода к процессу психологической помощи.
Таким образом, дети с ограниченными возможностями – это дети, которые имеют
какие-либо отклонения от нормального физического или психического развития,
препятствующие общему развитию.
Социально-бытовые навыки ниже возрастной нормы. Навыки самообслуживания
развиты плохо: неуверенные, нечеткие, замедленные.
Внимание быстро ослабевает. Преобладает непроизвольное внимание.

Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение сформированы
недостаточно.
1.6. Планируемые результаты тьюторского сопровождения
 Ребенок успешно включен в образовательный процесс и социально адаптирован в
образовательной среде;
 Освоены

культурно-гигиенические

навыки,

расширены

возможности

самостоятельного выполнения необходимого действия;
 Развиты

коммуникативные

способности

обучающегося

и

жизненные

компетенции:
- адекватное поведение;
- умеет общаться с взрослыми и сверстниками;
- выражает свои потребности и желания;
- есть динамика

личностного,

когнитивного, эмоционального, творческого

развития обучающегося;
- развита самостоятельность обучающегося.

2. Содержательный раздел
2.1. Технология тьюторского сопровождения и организационные формы работы с
детьми
Программа предусматривает овладение образовательной деятельностью, развитие
творческих способностей, самоидентификации воспитанника.

№ п/п
1

Вид технологии
- Диагностическая

Форма работы
- сбор данных об индивидуальных
особенностях обучающегося, его
интересах, мотивах, сильных и слабых

сторонах, психофизическом и
соматическом состоянии, социальном
окружении;
- отслеживание положительной
динамики в развитии ребенка с ОВЗ.
2

- Прогностическая

- выявление возможностей и ресурсов
для преодоления имеющихся у ребенка
психолого-педагогических проблем;
- разработка средств и процедур
тьюторского сопровождения в
образовательном процессе;
- разработка и реализация
адаптированной образовательной
программы для ребенка с ОВЗ.

3

- Регулятивная

- оказание помощи в ориентации и
включении в образовательное
пространство ДОУ ребенка с ОВЗ и
поддержки при решении возникающих
затруднений и проблем;
- проведение индивидуальных
коррекционно-развивающих занятий с
ребенком с ОВЗ;
- включение в образовательный процесс
(инклюзивное обучение) специалистов
дошкольного образовательного
учреждения;
- консультирование родителей.

4

- Аналитическая

- отслеживание динамики развития
ребенка с ОВЗ;
-

оценивание успешности

воспитанников с ОВЗ в освоении ОП, в
случае необходимости внесение
необходимых коррективов.
5

- Оздоровительная

- артикуляционная, пальчиковая
гимнастика, динамические и
релаксационные паузы, физминутки.

2.2. Содержание и условия реализации программы
Программа тьюторского сопровождения воспитанника реализуется ежедневно в
течение всего учебного года, как в образовательной деятельности, так и в режимных
моментах.
Тьютор совместно с педагогами МАДОУ осуществляет работу по усвоению
образовательной программы ребенком и помогает выявлять возникающие проблемы
дошкольной жизни. Тьютор создает условия для реализации индивидуальных
особенностей

и

возможностей

личности;

помогает

выстроить

ребенку

индивидуальный путь развития. Тьютор совместно со специалистами разрабатывает
ИПР (индивидуальную программу развития), осуществляет работу по усвоению
данной программы ребенком.
Программа тьюторского сопровождения разрабатывается тьютором и согласуется
с годовым планом работы детского сада, который утверждается заведующим.
Осуществляется тьютором в рамках своих должностных обязанностей.
В ходе реализации программы тьюторского сопровождения тьютор выполняет
ряд функций:

 Методически управляет освоением учебного процесса;
 Доступен воспитаннику всегда;
 Организует образовательную деятельность воспитанника;
 Работает с учебным материалом (предложенный педагогами

МАДОУ ) и

производственными проблемами воспитанника;
 Устанавливает с воспитанником отношения партнерства;
 Непосредственно взаимодействует с родителями воспитанника.

2.3 Содержание вариативных форм, способов, методов реализации
программы
Основным

методом

тьюторского

сопровождения

является

специально

организованная работа с осознанием ребенком процессов образовательной
деятельности и жизнедеятельности, включающей в себя и отношения с другими
детьми группы и с взрослыми.
Тьюторское сопровождение всегда носит индивидуальный, адресный характер.
Отмечаются все изменения, происходящие в ходе образовательной деятельности,
сравниваются с их начальными характеристиками, полученными в ходе
диагностики при поступлении в дошкольное заведение. По следующим
параметрам:
 физическое развитие;
 развитие психомоторики;
 когнитивное развитие;
 социально-эмоциональное развитие;
 коммуникативные возможности;
 отношение к занятиям.

2.4 Основные направления работы тьютора в организации условий для
формирования гармоничных отношений воспитанника с социумом в ДОУ
Тьютор

Тьютор:

и воспитанник

- формирует доверительные и эмоционально
насыщенные отношения с ребенком, в начале
работы становится "проводником", защитником,
выразителем желаний и вместе с тем организующей и гармонизирующей силой;
- следит за состоянием ребенка - эмоциональным
(помогает разрешить конфликтные ситуации,
успокаивает, воодушевляет и т.д.) и физически
(если подопечному нужно отдохнуть - может
вывести его из группы; следит, чтобы ребенок не
был голоден, при необходимости помогает
сходить в туалет);
- координирует общую деятельность
воспитанника, дозирует образовательную
нагрузку;
- создает условия для развития инициативы,
познавательной активности, в том числе за счет
привлечения к участию в общей активности, в том
числе за счет привлечения к участию в различных
(доступных) видах деятельности;

Тьютор и воспитатель

Тьютор:

группы

Обсуждает с воспитателем:
- цели и задачи своей работы;
- возможные трудности, уходы из группы и

возвращение, особенности характера и специфику
поведенческих проявлений ребенка;
- каким образом наиболее эффективно выстроить
взаимодействие в тройке:
ребенок - воспитатель-тьютор
Тьютор и другие дети

Тьютор:
- следит за тем, что происходит в детском
коллективе - о чем дети говорят, во что играют;
- объясняет детям, как общаться со сверстником;
- если тема разговора касается особенностей
подопечного - отвечает на вопросы;
- не подчеркивает особенность подопечного, а
показывает сильные стороны, вызывая к нему
симпатию сверстников личным отношением,
вовлекает детей в доступное взаимодействие.

Тьютор
и родители

- устанавливает контакт с родителями,
определяет задачи и составляет план
совместной работы;
- формирует у родителей адекватное отношение
к своему ребенку, установку на сотрудничество
и умение принять ответственность в процессе
анализа проблем ребенка, реализации
стратегии помощи;
- рассказывает родителям подопечного о том,
как прошел день, что удалось, какие были
трудности;
- дает родителям необходимую информацию об
особенностях развития своего ребенка;

- формирует интерес к получению
теоретических и практических умений в
процессе обучения и социализации;
- оказывает эмоциональную поддержку;
- проведение совместного анализа
промежуточных результатов, разработка
дальнейших этапов работы;
- отвечает на вопросы родителей других детей,
часто это делает через воспитателя.
Тьютор
и другие специалисты

- вносит предложения по оптимизации работы с
подопечным;
- помогает в составлении индивидуальных
программ;
- осуществляет помощь при проведении занятий
(адаптация задания для воспитанника, помощь
воспитаннику в ориентировании, в задании и
др.)

2.5 Методы и приемы совместной деятельности тьютора с воспитанниками
с ОВЗ
Наиболее эффективные методы работы с детьми с ОВЗ:
1. Игровые методы, применение игровых ситуаций - обучение через игру.
Привычная и желанная форма организации деятельности обучающегося для
достижения образовательных целей.
2. Метод стимулирования общения и взаимодействия с другими детьми - игра,
помощь других детей в одевании/раздевании, помыть руки, перевести ребенка из
коридора или спальни.
3. Метод расслабления - физминутки, пальчиковые игры, методы релаксации и

массажа - позволяют снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица,
артикуляционные упражнения, пальчиковая гимнастика, массажные мячи.
4. Дидактические игры - игры на развитие познавательной деятельности,
постепенное включение в игру: настольные игры, пазлы, конструирование
(постоянный контроль за действиями ребенка).
Методы и приемы, способствующие достижению выбранных задач при
реализации ОП:
1. Создание ситуаций
2. Индивидуальное научение
3. Работа по показу, образцу
4. Работа совместно со взрослым
5. Обучение в паре со здоровым ребенком
6. Научение через "рутины" - ежедневно повторяющиеся действия
7. Обучение в паре с родителями
8. Обучение через создание препятствий
9. Научение через ре-социализацию - устранение ранее сложившихся моделей
поведения и одновременное приобретение новых
10. Работа по схемам
11. Выделение/создание образцов для подражания (другие дети)
12. Материальное подкрепление
13. Научение средой
14. Обучение художественным словом
15. "Заразительность" - как другие
16. Использование родительского авторитета

2.6 Особенности взаимоотношений воспитанника с особенностями
развития в системе ДОУ и роль тьютора в этом процессе

Ребенок с ОВЗ и воспитатель

Для этого тьютор:

Ребенок слушает воспитателя и

- привлекает внимание ребенка к

выполняет его инструкции

воспитателю «Смотри на….., слушай»
- «Смотри в тетрадь, на доску»
- «Возьми карандаш, кисть, пиши,
рисуй»
- «Открывай тетрадь, возьми листок и
т.д.»

Ребенок с ОВЗ и тьютор

Для этого тьютор:

Ребенок выполняет рекомендации

- следит за организацией рабочего

тьютора

пространства воспитанника;
- соотносит задания воспитателя с
возможностями воспитанника;
- если ребенок не успевает полностью
выполнить задание – определяет
нужный момент, когда следует
остановиться и переключиться на новое
задание;
- если общее задание для всех детей
сложно для понимания ребенка, то
продолжает с подопечным работу по
предыдущему заданию;
Примечание: если тьютору сложно
решить в какой момент правильнее
переключиться, то необходимо

спросить об этом воспитателя.
Ребенок с ОВЗ и другие дети

Для этого тьютор:

Ребенок по своей инициативе общается - наблюдает за контекстом общения
с ними, отвечает на обращение других

детей и в соответствующие моменты

детей к нему

подключает к работе подопечного;
- организует диалог.

Ребенок с ОВЗ и родители

Для этого тьютор:

Ребенок перед заходом в группу

- помогает подопечному в общении со

прощается с родителями, в конце дня

своими родителями в условиях сада,

встречает родителей и прощается с

помогает рассказать, что было в саду,

тьютором

познакомить с друзьями и т.д. Ребенок
может обменяться несколькими
фразами и с родителями других детей.

2.7 Особенности взаимодействия тьютора с родителями воспитанников
Родители воспитанников с особенностями развития могут стать активными
помощниками в работе тьютора с их ребенком в ДОУ. У родителей и ребенка
появляется важная тема для разговоров – жизнь в детском саду. Так как тьютор
находится в близком общении с ребенком (как в процессе образовательной
деятельности, так и в режиме дня), он может представить полную картину жизни
своего подопечного. Тьютор информирует родителей об успехах ребенка,
рассказывает о трудностях, о том, как ребенок справляется с различного рода
заданиями, возникают ли проблемы, дает рекомендации, отвечает на вопросы
родителей.
Необходимо отметить сложность включения родителей в коррекционный
процесс. Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий являются
необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса
социализации.

Основные направления работы с родителями:
Установление контакта с родителями прибывших детей, объяснение задач,
составление плана совместной работы.
Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, установки на
сотрудничество и умение принять ответственность в процессе анализа проблем
ребенка, реализации стратегии помощи.
Оказание родителям эмоциональной поддержки: содействие родителям в получении
информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития. Формирование
интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и
социализации

ребенка;

проведение

совместного

анализа

промежуточных

результатов, разработка дальнейших этапов работы.
Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и
требует комплексного подхода, что предусматривает участие педагога-психолога,
логопеда, дефектолога.
Задачи работы с семьей:
- Совместная деятельность
- Обучение
- Конструирование
- Просвещение
- Информирование
Этапы работы с семьей:
1. Динамика позиционирования семьи и ДОУ (выявление уровня готовности
родителей к построению партнерских отношений с учреждением):
- участие в образовательном процессе
- стремление посещать обязательные мероприятия для родителей
- заинтересованность в делах детей, группы, ДОУ
- понимание своей роли в событийном пространстве ДОУ (группы)
- выявление степени готовности к партнерству с образовательным учреждением
2. Развитие социального партнерства:

- знакомство: мониторинг родительских запросов и ресурсов. Выявляются общие
ценности, определяется взаимная полезность участников.
- совместная деятельность: обсуждение стратегии и тактики образовательного
процесса, проектирование образовательного процесса.
- партнерство (реализация образовательного процесса): помощь в организации и
участие в праздниках, досугах, проектной деятельности.
Организация работы с родителями с тьюторских позиции пробуждает социальную
активность, стремление понимать и разрешать проблемы дошкольного сообщества.
Значительно
воспитанников

меняются

межличностные

участвуют

в

отношения

формировании

в

семьях.

потенциально

Родители

новой

модели

сотрудничества с ДОУ, в реализации образовательных интересов детей.
Формы работы с родителями:
- консультации
- индивидуальные беседы
- памятки, буклеты
- информационные листовки для уголка
- родительские собрания

3. Организационный раздел
3.1 Особенности развивающей предметно-пространственной среды
В соответствии со Стандартом и ФОП ДО предметно-пространственная
развивающая образовательная среда (далее – ППРОС, РППС)

МАДОУ

обеспечивает и гарантирует:
-

охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального

благополучия детей с ЗПР, в том числе с учетом специфики информационной
социализации

и

рисков

Интернет-ресурсов,

проявление

уважения

к

их

человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку

положительной

самооценки,

уверенности

в собственных

возможностях

и

способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в
коллективной работе;
- максимальную
организации,

реализацию

группы

и

образовательного

прилегающих

потенциала

территорий,

пространства

приспособленных

для

реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и
инвентаря для развития детей дошкольного возраста с ЗПР в соответствии с
потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,
возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их речевого
развития;
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на
возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и с
взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
- создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации
непрерывного

самосовершенствования

и

профессионального

развития

педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей,
личных и профессиональных потребностей и мотивов;
- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных
представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление
их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их
здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и
возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его
развития

и

соответствующие

возрастные

и

индивидуальные

особенности

(недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления
развития детей);

- создание равных условий, максимально способствующих реализации различных
образовательных программ в организации, для детей, принадлежащих к разным
национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также
имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
ППРОС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную,
воспитывающую, мотивирующую функции. Среда в

МАДОУ

не только

развивающая, но и развивающаяся.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда

МАДОУ

обеспечивает возможность реализации разных видов детской активности, в том
числе с учетом специфики информационной социализации детей и правил
безопасного пользования Интернетом: игровой, коммуникативной, познавательноисследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений
словесного,

музыкального

и

изобразительного

творчества,

продуктивной

деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа
детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и
коррекции недостатков развития детей с ЗПР.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда

МАДОУ

создана педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его
возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его
индивидуальной траектории развития.
3.2 Планирование основных видов деятельности
1. Информационное обеспечение
2. Организационная деятельность
3. Учебно-методическая работа
4. Диагностико - аналитическая деятельность
№ п/п

Виды деятельности

Сроки

1

Информационное обеспечение

1.1

Пополнение нормативно-правовой и

В течение

методической базы по инклюзивному обучению,

года

организации качественного и доступного
образования в ДОУ воспитанников с ОВЗ
1.2

Формирование банка данных современных

В течение

образовательных технологий (тьюторского

года

сопровождения): игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные
(технология развивающего обучения, педагогика
сотрудничества, технология индивидуализации
обучения), информационно-коммуникативные и
другие
1.3

Оформление наглядного демонстрационного и

В течение

печатного материала:

года

-изготовление методического и практического
материала для ООД с ребенком с особыми
образовательными потребностями, для
родителей по развитию и воспитанию ребенка с
ОВЗ;
- оформление методических и практических
рекомендаций для специалистов по организации
образовательной деятельности и психологопедагогического сопровождения ребенка с ОВЗ;
-оказание помощи специалистам при подготовке
творческих работ для участия в конкурсах,
смотрах, праздниках, проводимых в ДОУ с
участием ребенка с ОВЗ;

2

Организационная деятельность

2.1

Оказание помощи ребенку с ОВЗ по успешному

Ежедневно

включению в процесс ООД группы
2.2

Участие ребенка с ОВЗ в выставках творческих

В

работ, соревнованиях, праздниках, проводимых

соответствии

в ДОУ с учетом возможностей и интересов

с планом

ребенка

работы ДОУ

3

Учебно-методическое направление

3.1

Разработка и реализация адаптированной

В

программы для ребенка с ОВЗ

соответствии
с планом
работы ДОУ

3.2

Оформление и ведение дневника ежедневных

Ежедневно

наблюдений за ребенком с ОВЗ
3.3

Консультирование родителей, специалистов

3.4

Участие в педагогических советах ДОУ, на
совещаниях специалистов, на заседаниях ППК

4

Диагностико-аналитическая деятельность

4.1

Обновление банка данных ребенка с ОВЗ

4.2

Анализ медицинской карты, беседы с
родителями о здоровье ребенка, его питании,

В течение
года
В
соответствии
в планом
работы
ДОУ,
графиком
ППК
В течение
года
Сентябрь Октябрь

соблюдении им режимных моментов дома
4.3

Анкетирование родителей
Анализ работы по итогам учебного года, задачи
на новый учебный год

Май


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».